11.04.2018

«Борьба» РУП «Брестэнерго» с неплательщиками
   Изучив ряд статей и их заголовки, отраженных в СМИ и интернет ресурсах об опротестовании прокуратурой действий РУП «Брестэнерго» по ответственности должников, а также проанализировав имеющиеся комментарии, РУП «Брестэнерго» полагает необходимым изложить читателям текущую ситуацию о задолженности организаций за потребленную электрическую и тепловую энергию и о проводимой персоналом предприятия работе с потребителями-должниками.
    В настоящее время в Брестской области складывается крайне неблагоприятная ситуация с расчетами организаций области за электрическую и тепловую энергию, задолженность потребителей увеличивается, так по состоянию на 01.01.2016 задолженность составляла – 28,1 млн. руб., из них на долю сельхозорганизаций приходится – 8,7 млн. руб., на 01.01.2017 - 47,4 млн. рублей, из них на долю сельхозорганизаций – 20,4 млн. руб., а на 01.01.2018 составила – 53,6 млн. руб., из них на долю сельхозорганизаций – 24,1 млн. руб.
   Обязанность потребителей энергии по обеспечению своевременной и полной оплаты за энергоресурсы, а также ответственность руководителей организаций за образование задолженности отражена в действующем законодательстве. П.1. Указа Президента Республики Беларусь еще от 15.08.1994 №50 поручено руководителям предприятий (объединений) и организаций независимо от форм собственности обеспечить под персональную ответственность безусловное выполнение обязательств по предварительной оплате стоимости природного газа, электрической и тепловой энергии.
   К потребителям, не выполняющим договорные отношения в части оплаты потребленных энергоресурсов, РУП «Брестэнерго» применяет меры воздействия в соответствии с действующим законодательством, а именно руководствуется Положением о порядке ограничения или прекращения подачи природного газа, электрической и тепловой энергии потребителям, не обеспечившим своевременную их оплату, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.11.2002 № 1578 «О дополнительных мерах по обеспечению бесперебойного снабжения народного хозяйства и населения республики энергоресурсами».
   Стоит отметить, что требования Положения не распространяются:
   в части ограничения или прекращения подачи энергоресурсов на:
   организации здравоохранения и образования, учреждения социального обслуживания, суды общей юрисдикции;
   организации, подчиненные Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Государственному пограничному комитету, Государственному таможенному комитету;
   в части прекращения подачи энергоресурсов на:
   жилищный фонд;
   технологическое оборудование объектов водоснабжения и канализации;
   действующие объекты вентиляции и водоотведения;
   электростанции, котельные и объекты газоснабжения, обеспечивающие газо- и энергоснабжение объектов.
   Так за 2017 год РУП «Брестэнерго» было произведено 1847 ограничений (отключений) потребления электрической энергии потребителям-должникам.
   Однако ряд руководителей предприятий не обеспечивают самостоятельное снижение доведенного энергоснабжающей организацией режима ограничения потребления энергии или отказываются предоставлять свой персонал и не допускают персонал энергоснабжающей организации для введения режимов ограничения потребления энергии. Справочно: в соответствии с вышеуказанным положением потребитель обязан, после получения соответствующего уведомления, самостоятельно произвести ограничение потребления электрической энергии в сроки и до величины указанной в уведомлении.
   Самые проблемные субъекты хозяйствования в части своевременности и полноты расчетов за потребленную электрическую и тепловую энергию рассматриваются на заседаниях Областной и Республиканской комиссиях по контролю за осуществлением расчетов за природный газ, электрическую и тепловую энергию.
   Уполномоченные лица госэнергонадзора имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 3.30. Кодекса Республики Беларусь от 20.12.2006 N 194-З (ред. от 19.07.2016) «Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях». Справочно: на сегодняшний день «Энергонадзор» является филиалом РУП «Брестэнерго».
   Согласно п. 3 Положения о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.01.1998 № 26 (далее Положение), одной из задач государственного энергетического надзора является контроль за соблюдением энергоснабжающими организациями и потребителями договорных обязательств по снабжению электрической и тепловой энергией в части вопросов, относящихся к компетенции органов государственного энергетического надзора.
   В соответствии с п.5 указанного Положения, органы государственного энергетического надзора в соответствии с возложенными на них задачами осуществляют контроль за соблюдением потребителями и энергоснабжающими организациями Правил снабжения и пользования электрической и тепловой энергией по вопросам, относящимся к компетенции органов государственного энергетического надзора, осуществляют контроль за состоянием средств расчетного учета производства и потребления электрической и тепловой энергии.
   Нарушение потребителями сроков и порядка оплаты потребленной электрической и тепловой энергии является нарушением договорных обязательств и в том числе Правил электроснабжения и Правил пользования тепловой энергией.
   Таким образом, выдаваемые уполномоченными должностными лицами требования о погашении задолженности за потребленную электрическую и тепловую энергию, т.е. требования об устранении нарушений Правил электроснабжения и Правил пользования тепловой энергией в части порядка и сроков оплаты потребленной электро- и теплоэнергии не противоречат действующему законодательству.
   Для привлечения к ответственности безответственных руководителей, которые систематически не оплачивают потребленную энергию и игнорируют требования нормативных документов персонал филиала «Энергонадзор» РУП «Брестэнерго» принимает активное участие в возврате задолженности за потребленную энергию путем выдачи потребителям-неплательщикам соответствующих требований (предписаний), с последующим (при невыполнении ) оформлением протокола об административном правонарушении в отношении руководителя предприятия-неплательщика.
    Так в результате проведения данной работы за 2017 год в отношении руководителей предприятий, не выполняющих договорные отношения в части оплаты потребленных энергоресурсов составлено 113 административных протоколов, вынесено 88 судебных постановлений.
    Привлечение к административной ответственности руководителей предприятий, систематически не выполняющих договорные отношения в части оплаты потребленных энергоресурсов, являлось действенной мерой воздействия.
   Информация по потребителям-неплательщикам направляется в соответствующие Министерства и ведомства, а также в органы прокуратуры.